Деловые новости
Экономика и финансы
Криминал
Оценка деловых рисков
Аналитические обзоры
Оценка деловых рисков
Оффшоры
Корпоративная безопасность
Платежные средства
Портфель руководителя СЭБ
Базы данных
Законы
Золотые страницы предпринимателя
Партнеры
Услуги
Форум
Реклама
Подписка на новости
Для подписки на новости введите ваш e-mail:
Вы можете просматривать анонсы наших новостей и статей на мобильных устройствах с нашей rss ленты
Курсы валют
29.07.201430.07.2014
$35,345735,6339 
47,479947,8635 
все курсы валют
Оценка деловых рисков | Аналитические обзоры | Макроэкономика
Экономические обзоры | Фондовые рынки | Макроэкономика | Отрасли | Регионы

Государственное регулирование экономики. Обзор 22, часть вторая.


Налоговая реформа: конкретные предложения правительства далеки от первоначальных обещаний

Исполнитель - А.Никольский

Содержание

Введение

Крупнейшим событием последних недель в налоговой сфере стало изменение налоговой политики в отношении малого бизнеса. Положение малых предприятий, резко ухудшившееся в связи с необходимостью с 01.01.02г. платить единый социальный налог, правительство намерено исправить путем налоговой реформы. Однако конкретные предложения правительства оказались достаточно далеки от первоначальных обещаний, которые предполагали резкое сокращение налоговой нагрузки и налоговой отчетности для малых предприятий. В частности, налоговая отчетность может даже возрасти по сравнению с существующей системой упрощенного налогообложения. Кроме того, имеются опасения, что малый бизнес попадет под дополнительный контроль налоговых органов. Например, очевидно, что малые предприятия будут всеми правдами и неправдами стараться "уложиться" в отведенные 10 млн. рублей оборота. И наверняка налоговые органы придумают множество новых способов дополнительного контроля и дополнительной отчетности, чтобы не допустить занижения данных по обороту. Такое развитие событий может свести на нет все преимущества упрощенной системы налогообложения.

Готовясь к отмене оборотного налога на пользователей автодорог, правительство пытается возместить регионам выпадающие расходы. В частности, в пользу регионов будет перераспределен налог на прибыль и будет введен новый транспортный налог на владельцев автомобилей.

Подводя итоги введения системы вычетов из подоходного налога на медицинские услуги и образование, можно констатировать, что МНС сделало осуществление вычетов фактически невозможным. Тот объем документов, которые налоговые инспекции запрашивают для проведения вычетов, обычный гражданин собрать не в состоянии.

Последние решения правительства говорят о том, что негосударственные пенсионные фонды не будут допущены к системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, всеми средствами накопительной части пенсий будет распоряжаться государственный Пенсионный фонд и о "длинных инвестициях" в экономике придется забыть.

В то же время, с подачи Президента Владимира Путина, посвятившего экономике большую часть своего обращения к законодательному собранию, представители правительства говорят о возможной интенсификации реформ.

Правительство приступает к новому этапу реформ в стране - "реформам второго поколения", заявил премьер-министр Михаил Касьянов 23 апреля. Он сообщил, что в России будет постепенно проводиться либерализация внешней торговли, реформироваться естественные монополии. Кроме того, кабинет министров намерен всемерно развивать конкуренцию в российской экономике, которая является "главным лекарством от экономических болезней". При этом в качестве опоры правительство выбирает развитие малого и среднего предпринимательства. По словам Касьянова, новый этап в России требует углубления структурных реформ, в том числе государственного аппарата.

Минэкономразвития конструктивно воспринимает критику президента о постановке более амбициозных задач в плане роста экономики, сообщил глава Минэкономразвития Герман Греф. Он отметил, что планы экономического роста на ближайшие годы (до 2005 года) строились, исходя из посыла: "Надейся на лучшее, но рассчитывай свой бюджет, исходя из наиболее реалистичных ожиданий". Однако, по словам Грефа, "возможен более радикальный подход к проведению экономических, политических и социальных реформ", что позволит уже с 2004-2005 года значительно повысить темпы роста экономики. В качестве резерва для этого он назвал ускорение реформирования естественных монополий, внедрение новой модели жилищно-коммунального хозяйства, скорейшее принятие новых принципов стандартизации и сертификации, что позволит более успешно интегрироваться в мировую экономику. Также он отметил необходимость максимально быстрого принятия глав Налогового кодекса, касающихся снижения единого социального налога, ресурсных платежей, продолжения реформирования валютного регулирования (либерализация счетов не только текущих, но и капитальных операций). Кроме этого, среди основных задач Минэкономразвития на 2002 год Греф отметил "кардинальное совершенствование института банкротства", внедрение международных правил бухгалтерского учета, реформу государственной власти, реформирование местного самоуправления. "В этом году мы должны добиться понимания в последовательном сокращении дифференциации экономического положения регионов", - отметил министр, подчеркнув, что речь идет о создании стимулов для перехода регионов из состояния "реципиентов" в состояние "доноров".

Перераспределение финансовых ресурсов государством

Бюджет

Исполнение госбюджета

Профицит федерального бюджета России в I квартале 2002г. составил 53,6 млрд. руб., или 2,4% от прогнозного объема ВВП на квартал, сообщило Министерства финансов. Первичный профицит составил 131,7 млрд. руб., или 5,8% к прогнозному объему ВВП на квартал. Доходы федерального бюджета за январь-март 2002г. составили 472,7 млрд. руб. - 22,2% к годовым бюджетным назначениям и 105,5% к заданию на 1-й квартал. Расходы профинансированы в сумме 419,1 млрд руб, что составило 21,5% к годовым бюджетным назначениям и 96,4% к уточненной бюджетной росписи на квартал. Чистое погашение основного внутреннего долга в 1-м квартале составило 0,98 млрд. руб., а внешнего долга - 47,6 млрд. руб.

Доходы, мобилизованные в федеральный бюджет Министерством по налогам и сборам, за первые три месяца 2002г. составили 322,3 млрд. руб (106,5% от уточненного задания), Государственным таможенным комитетом - 128,9 млрд. руб. (100,5%), Министерством имущественных отношений - 4,4 млрд. руб. (95,5%), Министерством финансов - 6,8 млрд руб (100,4%), Министерством по атомной энергии - 4 млрд. руб. (90,7%), Государственным комитетом по рыболовству - 5,9 млрд. руб. (в 3,7 раза выше квартального задания).

Профицит консолидированного бюджета субъектов РФ и местных бюджетов в январе-феврале составил 21,4 млрд. рублей. Согласно информации Минфина, доходы консолидированного бюджета за этот период составили 216,4 млрд. рублей, расходы - 195 млрд. рублей. Налоговые доходы региональных и местных бюджетов за первые два месяца года составили 119,5 млрд. рублей.

За плачевным для налоговиков февралем настал благополучный март, что позволило Минфину отрапортовать об успешном исполнении федерального бюджета за I квартал. И экономисты считают, что в ближайшие месяцы бюджет будет исполняться еще лучше, чем в марте. "Знакомство с последними цифрами объясняет, почему Минфин вернулся к практике публикации бюджетных показателей в свободном доступе, - говорит аналитик МДМ-банка Кирилл Тремасов. - В марте зафиксировано улучшение ситуации, а на фоне повышения текущих цен на нефть есть уверенность в долгосрочности этого явления". Впрочем, отметили "Ведомости", Минфину, МНС и ГТК предстоит хорошо потрудиться, чтобы исполнить закон о бюджете-2002, который предусматривает профицит на уровне 1,6% ВВП. Высокий профицит I квартала во многом объясняется причудами бюджетной арифметики - недофинансированием расходов (15,7 млрд руб., или 0,7% ВВП) и задержкой на счетах федерального бюджета сверхплановых поступлений ЕСН (28,1 млрд руб. или 1,3% ВВП).

Председатель правительства России Михаил Касьянов заверил, что увеличения бюджетных расходов в 2003 году не будет, хотя тема содержания федерального бюджета на будущий год пока в правительстве не обсуждалась.

Резервный фонд

В Думу внесены поправки в Бюджетный и Гражданский кодексы, а также закон "О некоммерческих организациях", предусматривающие, в частности, порядок формирования бюджетного резервного фонда. Законопроект был внесен председателем бюджетного комитета Думы Александром Жуковым, его заместителями Михаилом Задорновым, Владиславом Резником, Виталием Шубой, председателем банковского комитета Валерием Зубовым, главой аграрного комитета Геннадием Куликом и членом Совета Федерации Ильей Ломакиным-Румянцевым.

В поправках предлагается дополнить Бюджетный кодекс новой главой, определяющей порядок формирования, расходования и управления средствами резервного фонда. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что "цель создания такого фонда - поддержание стабильного уровня расходов федерального бюджета в периоды неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры и создание условий по сбережению и накоплению части доходов от экспорта невозобновляемых природных ресурсов".

Резервный фонд будет формироваться за счет поступлений от уплаты компаниями, экспортирующими топливо и сырье, вывозной таможенной пошлины на нефть и акцизов на природный газ в периоды благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, части профицита федерального бюджета, доходов федерального бюджета, полученных сверх утвержденных бюджетом сумм, свободных остатков средств бюджета по состоянию на начало очередного финансового года и доходов, полученных от размещения средств фонда.

Средства фонда могут использоваться только на погашение государственного внешнего долга России и поддержание стабильного уровня расходов федерального бюджета в период неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры. Без внесения поправок в закон о бюджете правительство сможет использовать средства фонда только на погашение внешнего долга страны и только в размере, не превышающем 25% средств фонда.

Использование средств фонда для поддержания стабильного уровня расходов бюджета в периоды неблагоприятной внешней конъюнктуры будет возможно только путем внесения поправок в закон о бюджете. Согласно документу такие поправки должны будут вноситься правительством не позднее 1 октября при одновременном соблюдении трех условий: в фонде есть денежные средства, цена на нефть за 9 месяцев года не ниже $18 за баррель. Третье условие касается остатков средств на счете фонда.

Управление фондом будет осуществлять Минфин в порядке, установленном правительством. Средства фонда будут храниться на специальных счетах федерального казначейства в ЦБ. В целях контроля за средствами фонда ежегодно будет составляться годовой отчет об операциях по управлению средствами фонда, который подлежит внешнему аудиту. Аудитор будет назначаться Думой на конкурсной основе из числа независимых аудиторских организаций.

Депутаты бюджетного комитета Думы решили реанимировать новаторские идеи двухлетней давности и записать в Бюджетный кодекс порядок формирования и расходования резервного фонда, отметила газета "Ведомости". В кодекс планируется внести даже цену нефти и газа, при которой Минфин будет обязан пополнять резерв. Этот уровень депутаты определяют как $18 за баррель нефти марки Urals и $80 за тысячу куб. м газа. Это средние цены за последние 10 лет, сообщил один из авторов проекта, зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов. Размещать средства резерва предлагается в иностранных госбумагах. Возможный перечень таких "первоклассных и высоколиквидных" инструментов предложено устанавливать правительству. Задорнов рассчитывает, что депутатам удастся принять поправки в БК уже к лету этого года, а с их учетом будет написан и бюджет на следующий год.

Пенсионная реформа

Правительство по-видимому сделало окончательный выбор в пользу фактического недопущения негосударственных пенсионных фондов (НПФ) к накопительной части пенсий россиян. Об этом говорит характер правительственного законопроекта "О негосударственных пенсионных фондах" и поправки правительства к законопроекту "Об инвестировании пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ".

Ранее Думой в первом чтении был одобрен правительственный законопроект "Об инвестировании пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ", в котором определяется порядок инвестирования накопительной части исключительно через Пенсионный фонд (ПФР). При этом согласно документу ПФР участвует в формировании надзирающих за всей пенсионной системой органов, что позволит Пенсионному фонду влиять на своих прямых конкурентов - НПФ. Минэкономразвития с подачи ряда депутатов попыталось разработать поправки в законопроект, уравнивающие в правах ПФР и НПФ и прописывающие порядок доступа НПФ к пенсионным деньгам. Однако руководство ПФР, поддержанное премьером Касьяновым, решительно выступило против данной инициативы. В итоге правительственные поправки к законопроекту "Об инвестировании пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" не изменили концепцию этого документа, написанного по сути в интересах ПФР.

Поскольку в законопроекте "Об инвестировании..." НПФ упоминаются лишь всколзь, то было решено прописать механизмы доступа НПФ к пенсионным деньгам в законе "О НПФ". При этом разработка соответствующего законопроекта была поручена не Минэкономразвитию, а Минтруда. Разработанный Минтруда документ предусматривает размещение пенсионных накоплений только через управляющие компании, выигравшими тендер на размещение пенсионных средств ПФР. Этот тендер также будет проводить ПФР. Кроме того, документ устанавливает достаточно сложную процедуру перевода средств из ПФР в НПФ: застрахованному понадобятся справки, разрешения. Так что переход из государственной системы в негосударственную будет весьма затруднен. Механизм уплаты взносов в пенсионную систему прописан в законопроекте весьма туманно. Согласно им, взносы уплачиваются в виде единого социального налога, часть которого направляется в ПФР. Таким образом, прямой перевод пенсионных взносов в НПФ будет невозможен, во всяком случае до тех пор, пока не будут внесены соответствующие поправки в действующие законы. "Это сделает фонды бесправными марионетками", - полагает замгендиректора НПФ "Нефтегарант" Владимир Серебряный.

Иными словами, разработанный Минтруда и практически одобренный правительством законопроект о НПФ делает негосударственные фонды лишним посредническим звеном: НПФ должны получать деньги от ПФР и инвестировать деньги через управляющие компании, указанные ПФР. Таким образом, смысл их деятельности полностью теряется. Кроме того, законопроект Минтруда предусматривает выполнение негосударственными пенсионными фондами таких лицензионных требований, которым в настоящий момент не удовлетворяет ни один действующий НПФ.

Фактическое исключение НПФ из пенсионной реформы приведет к тому, что вместо обеспечения экономики "длинными инвестициями" пенсионная система станет механизмом изъятия денег у эффективно работающих компаний для вложения их в госбумаги или ценные бумаги "избранных" предприятий.

22 апреля на совещании у Валентины Матвиенко законопроект "О НПФ" был в целом одобрен. "Замечания Минфина, Минэкономразвития, ФКЦБ и Пенсионного фонда не носили концептуального характера", - заявил министр труда Александр Починок. По его словам, к 6 мая документ должен быть готов окончательно.

В конце мая законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "О негосударственных пенсионных фондах" должен быть рассмотрен правительством и внесен на утверждение Думы, сообщил министр труда и социального развития России Александр Починок. Он подчеркнул, что представленные к проекту закона замечания не носили концептуального характера и будут доработаны до 6 мая. В принципе Минфин, ФКЦБ, Минэкономразвития и Пенсионный фонд согласовали свои позиции. "Все деньги негосударственных пенсионных фондов должны проходить через управляющие компании и спецдепозитарий, и ничто не должно пройти мимо контролирующей организации", - особо подчеркнул министр.

Реформа ЖКХ

Президент России Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, отметил, что государство тратит на дотации ЖКХ огромные средства, однако их отдача остается низкой. В отдельных регионах, напомнил Путин, разрешением кризиса в ЖКХ было вынуждено заниматься МЧС. Президент подчеркнул, что "вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений", и главная цель - улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат на их предоставление. "Только такой подход снимет опасение граждан, что реформа ЖКХ сведется только к увеличению тарифов", - сказал Путин.

Он отметил, что монополизм на рынке ЖКХ на дает гражданам возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. В этой связи президент напомнил правительству и руководителям регионов, что задачу повышения оплаты коммунальных услуг можно ставить только одновременно с развитием конкуренции.

Основные законодательные акты по реформе жилищно-коммунального хозяйства должны быть приняты Думой до конца 2002 года, считает министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Как он заявил, в основном, планируется внести поправки в закон "Об основах жилищной политики в РФ", предусматривающие изменение механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, необходимо изменить указ президента о проведении реформы ЖКХ, подписанный более двух лет назад, поскольку этот указ предусматривает довольно высокие темпы перехода на стопроцентную оплату услуг ЖКХ населением. "Нужно, так сказать, сбавить обороты, поскольку по этому указу население уже сейчас должно оплачивать 90% услуг ЖКХ", - сказал Греф. Но основная часть работы по внедрению одобренной правительством модели реформы ЖКХ будет проводиться в регионах - от создания базы данных квартиросъемщиков до открытия им персональных счетов, на которые будет переводиться бюджетная субсидия по оплате услуг ЖКХ, считает министр.

Греф напомнил, что одна из основных задач реформы состоит в переходе на финансирование ЖКХ на основе персональной целевой бюджетной субсидии каждому нуждающемуся. Сейчас бюджетные дотации перечисляются непосредственно в эксплуатационные организации. Получать субсидии не будут только состоятельные граждане, уровень дохода и жилплощадь которых будут отвечать определенным критериям. По оценке Грефа, персональные бюджетные субсидии на оплату услуг ЖКХ будут получать не менее 60% россиян.

Главная идея реформы состоит в том, что федеральные средства на ЖКХ будут поступать непосредственно гражданам, а не предприятиям, занимающимся коммунальным хозяйством. Греф пояснил, что для всех квартиросъемщиков будут открыты счета в банках, куда поступят госсубсидии (предполагается, что 50% за ЖКХ будут оплачивать граждане, а 50% - государство). Причем бюджетные деньги граждане вправе тратить исключительно по назначению. Получать их население будет не живыми деньгами, а в виде специальных пластиковых карточек в городе и "бумажных носителей" в сельской местности. Кроме того, дотации будут ограниченными во времени: если в течение двух месяцев гражданин не воспользовался дотацией, то оплачивать услуги ему придется из своего кармана. В МЭРТ надеются, что население, располагая целевыми средствами, даже сможет сэкономить на этих субсидиях. Министр пообещал, что малообеспеченные граждане получат от государства более "значимую поддержку", то есть не 50%, а 80% от стоимости услуг ЖКХ. А в случае инфляции и повышения тарифов на свет и газ адресная помощь пропорционально возрастет.

Однако этот механизм, как считает Греф, заработает в нашей стране в том случае, если каждый россиянин станет членом товарищества собственников жилья, которые будут самостоятельно выбирать подрядчика по обслуживанию и ремонту своего дома. Министр считает, что новая система ЖКХ может заработать в России через два-три года. Тем не менее, технические проблемы новой системы вызывают опасения ряда депутатов Думы. Ведь сейчас непонятно, как будут распределены субсидии и смогут ли эти вливания изменить сложившуюся систему в отрасли. Например, в селах банков нет, значит, гражданам за причитающейся им адресной помощью придется ехать на значительное расстояние. Кроме того, депутаты возражают против того, что субсидии станут выдавать из расчета "метража" (площади) квартиры. Греф сказал, что этот вопрос очень непростой и находится в стадии обсуждения. Не исключено, что для небогатых граждан, "заслуживших хорошие квартиры за трудовые заслуги", будет предусмотрена иная схема оплаты услуг ЖКХ. А вот владельцам элитного жилья в будущем придется платить все-таки 100% оплаты.

Фискальное регулирование

Общий уровень налогообложения

Налоговая реформа

Оптимальная совокупная налоговая нагрузка на налогоплательщиков должна составлять порядка 34-35% ВВП, заявил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. В настоящее время нагрузка составляет около 40%. Он отметил, что правительство планирует завершить в 2003 году налоговую реформу. "Налоговая реформа в целом будет завершена, однако доводка отдельных статей Налогового кодекса потребует еще нескольких лет", - сказал он. Шаталов также сообщил, что в ближайшее время правительств планирует внести в Думу несколько глав Налогового кодекса, которые вводят лесной, водный и экологический налоги, а также определяют сборы за вылов биологических ресурсов. К концу текущего года правительство намерено внести в Думу свои предложения и по налогу на недвижимость.

Продолжение налоговой реформы и облегчение налогового бремени является главной задачей на сегодня, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Выступая 12 апреля на расширенной коллегии Минэкономразвития, он отметил, что на первом этапе при сокращении налогового бремени одновременно увеличили собираемость налогов. Первый этап налоговой реформы проходил в благоприятных внешних условиях, и "сейчас мы исчерпали этот резерв", - подчеркнул он. По словам вице-премьера, нужно уточнить расходы бюджета по субсидированию и поддержке промышленности и сельского хозяйства. Придется сделать выбор - либо снижать налоговое бремя, либо поддерживать госсубсидирование, заявил он.

Кудрин отметил, что снижение налогового бремени в год дает экономике около 150-200 млрд. рублей. По его мнению, более эффективно будет именно снижение налогового бремени, а не увеличение госсубсидирования промышленности и сельского хозяйства. Важным фактором экономического роста также является деятельность по сокращению административных барьеров, подчеркнул Кудрин.

Продолжение реализации налоговой реформы останется одним из ключевых направлений деятельности правительства на среднесрочную перспективу, заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, выступая на третьей международной научной конференции "Модернизация экономики России: итоги и перспективы". Министр сказал, что сегодня важным является развитие экономики "за счет огромного потенциала людей, которые могли бы участвовать в бизнесе". По его словам, правительство рассматривает в качестве одного из главных источников экономического роста "создание условий, которые позволяют вызволить частную предпринимательскую активность". Для этого необходимы, отметил Греф, нормальная налоговая система, стабильные правила игры, меры по дебюрократизации экономики. Говоря о ключевых направлениях деятельности правительства на среднесрочную перспективу, глава Минэкономразвития отметил, что одним из них является вопрос эффективности государственных расходов. Говоря о присутствии государства в экономике, министр сказал, что доля государственного сектора остается излишней.

В 2002-2003 годах в полном объеме будет завершено принятие нового Налогового кодекса. Об этом на 1-м Всероссийском съезде членов партии "Единая Россия" апреля заявил вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин. По его словам, все действующие законы, затрагивающие налоговые нормы, будут консолидированы в единый Налоговый кодекс. "Тем самым мы упростим налоговую систему, сами налоги и сократим их количество, а также снизим некоторые налоговые ставки", - пояснил он. Новая налоговая система будет больше соответствовать международным нормам, что поможет обеспечить более свободный вход в международный рынок и привлечь как внешние так и внутренние инвестиции.

Алексей Кудрин также отметил, что в ближайшие два года будет стоять вопрос о сокращении налогов и с 1 января 2003 года соответствующий закон уже вступит в силу. Кроме того, он отметил, что на рассмотрение Думы будет внесен проект поправки закона в Налоговый кодекс, касающийся сокращения налогового бремени. В 2004 году будет сокращен налог с продаж, который будет замещаться в виде налога на недвижимость. Таким образом, по словам Кудрина, одни налоги будут меняться на другие.

Собираемость налогов

Министерство по налогам и сборам в I квартале обеспечило поступление налогов в консолидированный бюджет объемом 439 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Такие данные привел министр по налогам и сборам Геннадий Букаев. По его словам, пять основных налогов в I квартале обеспечили поступление в бюджетную систему порядка 90% всех налоговых платежей.

Так, поступления от налога на прибыль в бюджеты всех уровней составили 92 млрд. рублей, что на 9,2% превышает аналогичный показатель I квартала прошлого года; поступления от налога на доходы физических лиц выросли на 38,7%, поступления от НДС составили 106 млрд. рублей, что на 7,2% превышает уровень прошлого года, акцизов - 64,6 млрд. рублей (рост на 33,7%), платежей за пользование природными ресурсами - 55,5 млрд. рублей (рост на 90,7%).

Министерство по налогам и сборам недобрало в I квартале (без учета единого социального налога) 10-12 млрд. рублей, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. В то же время, по единому социальному налогу задание было перевыполнено на 20 млрд. рублей, сказал он. Кудрин также отметил, что Государственный таможенный комитет в первом квартале полностью справился с зданием по сбору поступлений в бюджет.

Министерство по налогам и сборам сделает все возможное, для того, чтобы выполнить задание на апрель по сбору налоговых платежей в федеральный бюджет, заявил глава МНС Геннадий Букаев. Он сообщил, что апрельское задание по сбору налогов составляет 116 млрд рублей. Кроме того, 24 млрд рублей составляет задание на апрель по части единого социального налога, который зачисляется в федеральный бюджет и затем направляется на выплату пенсий.

Как сообщил вице-премьер Алексей Кудрин, за 2001-2002 годы объем налоговых поступлений вырос приблизительно на 5 проц. пунктов ВВП за счет улучшения собираемости налогов. Кроме того, сократился отток капитала из России: если в 2000 году как легальное так и не легальный отток составлял 24 млрд. долларов, то в прошлом году, по словам Кудрина, эта цифра уменьшилась до 17 млрд. долларов. Первый квартал 2002 года показал, что такая тенденция сохраняется. Это, по словам Кудрина, повлияло на увеличение собираемости налогов и "получилось, что бюджеты всех уровней повысили свои расходы".

Налогообложение малого бизнеса

Реформа налогообложения малого бизнеса оказалась не столь благоприятной для него, как первоначально утверждали представители правительства. В частности, правительственный вариант соответствующего законопроекта усложнит налоговую отчетность, предпринимателям придется вести всю документацию по социальному налогу и налогу на прибыль (для тех кто изберет схему 20%-ного обложения чистого дохода). Кроме того, законопроект не предусматривает зачета НДС: в товарной цепочке <предприятие1 - малое предприятие - предприятие2> предприятие2 не сможет зачесть НДС, уплаченный предприятием1 при продаже товара малому предприятию. Таким образом, юридическим лицам покупать продукцию у малых предприятий становится не выгодно. Плюс ко всему, Минфин намерен предпринять некие меры, которые не позволят среднему бизнесу "маскироваться" под малый, а это грозит тем, что малые предприятия будут подвергаться постоянным проверкам на предмет их "малости".

11 апреля правительство внесло в Госдуму проекты двух глав Налогового кодекса о налогообложении малого бизнеса. Новое налогообложение малого бизнеса будет основано на двух подходах: упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход. На упрощенную систему малые предприятия смогут переходить добровольно. "Упрощенка" предполагает, что налог платится либо с выручки (8%), либо с разницы между доходами и расходами предприятия, или чистого дохода (20%). По замыслу правительства налог с выручки будет действовать только до 2005г. Правительство решило отказаться от ограничения по числу работников (ранее предполагалось, что упрощенной формой налогообложения смогут воспользоваться предприятия численностью не более 20 человек), но сохранило ограничение по годовому обороту в 10 млн. руб. (для сравнения - в США малым предприятием считается фирма с оборотом до $2 млн. и численностью до 500 чел.). По словам главы МЭРТ Грефа планка в 10 млн. руб. не может быть увеличена, т.к. при этом возникает проблема потери НДС.

Согласно законопроекту, единый налог на вмененный доход обязателен для нескольких видов деятельности (в частности, для мелкорозничной торговли, бытовых услуг, частных автоперевозок). В НК будет установлена ставка налога - 15% и общие правила расчета вмененного налога. В расходах, принимаемых к вычету, малые предприятия смогут полностью учитывать приобретение основных средств (на момент их ввода в эксплуатацию), а также расходы на ремонт, арендные и лизинговые платежи. Налоговая база при этом может оказаться нулевой, и 20%-ная ставка налога на чистый доход окажется бесполезной. Поэтому в законе теперь прописано, что сумма налога, уплачиваемая с чистого дохода, не может быть меньше 1% от выручки. Чиновники также отказались сделать добровольным 15%-ный единый налог на вмененный доход. Вместо этого к шести категориям предприятий, уплачивающих этот налог, добавили еще один - "розничная торговля нефтепродуктами через АЗС". Параллельно с этим чиновники уточнили общие для всех регионов критерии расчета налоговой базы по этому налогу.

Поступления от упрощенной системы налогообложения малого бизнеса и налога на вмененный доход будут распределяться следующим образом: 30% - в федеральный бюджет, 15% - в региональные бюджеты, 45% - в местные бюджеты, еще 10% будут распределены между федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, а также фондом социального страхования.

Первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что имеются опасения по поводу использования средними предприятиями упрощенной системы налогообложения с целью ухода от налогов. Он отметил, что относительно крупных предприятий таких опасений нет, а что касается среднего бизнеса, то есть определенная обеспокоенность, что он может уйти в сферу малого бизнеса. "В связи с этим мы подумаем над определенными защитными мерами, которые не позволят среднему бизнесу перейти в сферу малого бизнеса, - сказал Шаталов".

Депутаты центристских фракций Думы решили радикализовать реформу налогообложения малого бизнеса. 23 апреля партия "Единая Россия", куда входит большинство депутатов думских фракций "Единство", ОВР и "Регионы России", объявила о том, что собирается подготовить и внести на рассмотрение Думы собственный, альтернативный правительственному законопроект об упрощении налогообложения малых предприятий. "Это вызвано необходимостью создания максимально благоприятных условий, в первую очередь в области налогообложения, для развития малого предпринимательства", - заявил замруководителя фракции "Единство" Владислав Резник. Суть предложений депутатов такова - ввести для малых предприятий единый 5-процентный налог с выручки, при этом не устанавливая никаких ограничений по численности работников предприятия, претендующего на уплату налогов по упрощенной системе. Единственное ограничение - годовой объем оборота. Депутаты считают, что оптимальной будет сумма в 30-40 млн. руб. "Нас правительственный законопроект не устраивает. Он не достигает поставленных целей - создать максимально упрощенную систему налогообложения и кардинально снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. По-моему, критика со стороны предпринимателей в адрес правительственного законопроекта была вполне содержательной", - заявил председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков.

Российский союз промышленников и предпринимателей направил 18 апреля Президенту Владимиру Путину письмо, в котором обращает внимание на необходимость внести изменения и дополнения в правительственный законопроект об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса. "Подготовленный правительством законопроект об упрощении системы налогообложения малого бизнеса, который, несомненно, способствует решению этой задачи, нуждается в доработке, поскольку оставляет неразрешенными основные проблемы предпринимателей: сохраняется сложная система отчетности, регулируемая не единым документом, а целым рядом законодательных актов с большим количеством отсылочных норм; из двадцати существующих в настоящее время налогов упраздняются лишь четыре; малые предприятия исключаются из единой системы учета и зачета НДС, что лишает их возможности вести свой бизнес легально", - говорится в письме РСПП. Кроме того, в документе отмечается, что законопроект предусматривает ряд существенных ограничений на использование плательщиками упрощенной системы налогообложения. В частности, предельный объем годового оборота налогоплательщика как условие применения им упрощенной системы установлен в 10 млн. рублей, что, по мнению РСПП, "исключает возможность ее легального использования значительной частью предприятий малого и среднего бизнеса". РСПП вместе с письмом направило президенту предпринимательский вариант законопроекта об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса.

По мнению депутата Думы, члена партии "Развитие предпринимательства" Оксаны Дмитриевой, предложенная правительством реформа налогообложения малого бизнеса не приведет к реальному уменьшению налоговой нагрузки на предпринимателей. "Предложено две редакции налогового закона. По одной из них предприниматель будет платить 8% от валовой выручки (сейчас - 10%). По другой - 20% от прибыли (чистого дохода). И в том и в другом случае единый налог заменяет пять основных налогов: НДС, налог на прибыль, налог с продаж, налог на имущество и отчасти единый социальный налог. Так вот, в некоторых регионах, где налог с продаж не введен, его компенсируют другие местные налоги, например сбор на образование, сбор на жилищно-коммунальное хозяйство. И их никто не отменяет. Значит, к тем 20% (либо 8%), которые будет платить предприниматель, автоматически добавляются эти налоги. Так что если сосчитать, окажется, что одной рукой правительство налоги снижает, другой - снижение компенсирует. Далее, действующий закон разрешает субъектам Федерации снижать ставки. В Петербурге, например, предприниматели платят вместо 10% 6,6%. По новому закону субъектам Федерации запрещено снижать ставку и они будут платить больше. В предложенном правительством варианте страховой пенсионный взнос зачитывается в уплату налога. Но есть маленькая хитрость - зачитывается только в том случае, если его величина не превышает определенной ставки. Если превышает, платить все равно придется. С той редакцией, которая в качестве налога предлагает платить 20% от прибыли, ситуация еще интереснее. При расчете налога положения нового закона содержат столько отсылок на действующий Налоговый кодекс, что упрощенный режим пропадает и можно утверждать: таким образом с заднего хода для малого бизнеса вводится общий режим налогообложения."

По мнению Дмитриевой, замминистра финансов Шаталов является "принципиальным противником" снижения налоговой нагрузки на малый бизнес и будет стремиться не допустить реальной налоговой реформы в этой сфере.

По словам Дмитриевой, "более всего не нравится предпринимателям схема по уплате единого социального налога. Руководитель малого предприятия должен будет исчислять страховые взносы так же, как любое другое предприятие, а это очень сложная бухгалтерия. Ведь только идет частичный зачет валовой выручки либо чистого дохода до 50%. Это означает, что отнюдь не вся уплата социального налога входит внутрь единого налога. Плюс чрезвычайно тяжелая схема учета, что само по себе для малых предприятий очень обременительно. Социальный налог по новой схеме и так для многих предприятий удвоил бухгалтерию. Для них это чуть ли не треть занятых в расчетах людей, в том числе исчисляющих социальный налог. И все это делает бухгалтерию малого бизнеса еще более сложной. А если кто-то будет использовать схему по чистому доходу, а не по валовой выручке, то в правительственном законопроекте идет отсылка к Закону "О налоге на прибыль", который действует для всех предприятий. Это значит, что малым фирмам придется вести практически тот же учет, что и крупным предприятиям. Это не только мое мнение, но и многих предпринимателей. И для малого предприятия это неподъемно. Например, если там работают 12 человек, то из них четверым приходится заниматься бухгалтерией", - сказала О.Дмитриева.

Единый социальный налог для индивидуальных предпринимателей, введенный с 1 января 2002г., может быть отменен, заявил начальник управления налогообложения малого бизнеса Министерства по налогам и сборам Анатолий Мельниченко.

Подоходный и социальный налоги

Как сообщил первый замминистра финансов Сергей Шаталов, в правительстве обсуждается вопрос либерализации единого социального налога. Правда, о давно обещанном снижении максимальной ставки этого налога, составляющей сейчас 35,6%, речи пока не идет. По словам Шаталова, Минфин предлагает сделать более доступными для основной массы налогоплательщиков условия применения регрессивной шкалы (чем выше зарплата работника, тем ниже ставка налога) и "без формального снижения единого социального налога существенно сузить диапазон применения базовой ставки этого налога в 35,6%". Один из рассматриваемых вариантов - снизить предел, по достижении которого налогоплательщики могут платить налог по пониженным ставкам, с действующих 100 тыс. руб. до 50-70 тыс. руб. "Это откроет работодателям вполне нормальную и достижимую перспективу более быстрого выхода на регрессивную шкалу налога", - заявил первый замминистра.

В правительстве полагают, что в перспективе единый социальный налог может быть сокращен с нынешних 35,6% до 30% "и даже ниже". Такой прогноз сделал вице-премьер Алексей Кудрин. Он отметил, что эта задача рассчитана на среднесрочную перспективу. "Начиная с 2004 года, мы будем сокращать единый социальный налог (ЕСН) на 2-3% в год, пока он в конечном счете достигнет 30% и, может быть, даже меньше", - сказал он.

Единый социальный налог для индивидуальных предпринимателей, введенный с 1 января 2002г., может быть отменен, заявил начальник управления налогообложения малого бизнеса Министерства по налогам и сборам Анатолий Мельниченко. При этом он не исключил, что этот налог может быть отменен "задним числом". В настоящее время Минфин, Минэкономразвития и МНС работают над изменением порядка уплаты НДС индивидуальными предпринимателями во внебюджетные фонды в связи с поручением правительства от 4 апреля, так как в связи с переводом индивидуальных предпринимателей с 1 января 2002г. на уплату ЕСН в общеустановленном порядке преимущества применения налогоплательщиками упрощенной налоговой системы резко сократились в связи с увеличением фактической налоговой нагрузки, необходимостью заполнения сложных форм отчетности по этому налогу. Новый порядок должен быть разработан в начале мая и, как считает Мельниченко, он может вступить в силу с 1 июля текущего года.

Единая ставка подоходного налога на уровне 13% не подлежит пересмотру. Об этом заявил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. "Есть уже примеры проработанности, продуманности норм. В первую очередь - 13%-ный подоходный налог. Пойдя на этот шаг, мы существенно простимулировали деловую активность, пополнили казну, упростили налоговую систему. Это правило пересмотру не подлежит", - заявил Путин.

Гарантированные законом вычеты из подоходного налога в счет оплаты лечения и обучения оказались фактически недоступны рядовым гражданам. В частности, список документов, необходимых для получения вычета в счет оплаты медицинских услуг, дает пример того, как подзаконные акты МНС препятствуют реализации соответствующих статей федерального закона. В этот список входят: налоговая декларация (листы 01, 02, Е, A плюс лист Ж, если в истекшем году было несколько доходов), справка с места работы по установленной форме, договор физического лица с медицинским учреждением (!), лицензия этого медучреждения (!) и документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика на свое лечение. Если при лечении было выписано дорогостоящее лекарство, то следует представить рецепт установленной формы со штампом "для налоговых органов" и указанием ИНН налогоплательщика(!). Кроме того, налоговую льготу можно получить далеко не на все виды лечения. Минздравом совместно с МНС утвержден закрытый список медицинских услуг, а также закрытый перечень лекарств, на который распространяются вычеты, поэтому гражданин еще должен доказать, что его конкретное лечение соответствует установленному в МНС. Очевидно, что для получения вычета гражданину придется не столько лечиться, сколько выбивать из медицинских учреждений соответствующие бумаги. А медицинским учреждениям будет не выгодно лечить таких больных, т.к. расходы на оформление необходимых документов могут превысить прибыль от оказания платных услуг. Аналогичная ситуация наблюдается с вычетами в счет расходов на образование.

НДС и налог на прибыль

По мнению Президента Владимира Путина, для экономики страны "было бы лучше снизить НДС и выровнять его для всех секторов экономики". Об этом он заявил, отвечая на вопросы на встрече с коллективом газеты "Известия". Вместе с тем, он подчеркнул, что является противником предоставления льгот различным предприятиям, производящим ту или иную продукцию. "Если помогать - то конкретным потребителям услуг и товаров", - сказал президент. В частности, по его словам, в фармацевтическом секторе "спекулятивный рост цен", который сейчас происходит, связан не с увеличением НДС, а со стремлением различных структур "оказать давление на государство", чтобы оно ввело льготы на отдельные виды продукции. Тот факт, что торговые инспекции не справляются с контролем цен, по мнению президента, "говорит о слабости государства". "С экономическими преступлениями нужно бороться экономическими методами, фискальными мало что можно сделать, - заявил он.

Правительство планирует, что с 2004 года размер налога на добавленную стоимость в России будет сокращен до 17% при одновременной отмене льгот по НДС по ряду товаров, сообщил вице-премьер Алексей Кудрин. По его словам, в 2005-2006 годах должно произойти дальнейшее снижение ставки НДС.

В России снижение НДС возможно не ранее чем через два года, считает заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Думы Сергей Штогрин. "Мне кажется, надо подождать еще хотя бы пару лет, посмотреть сначала, какой эффект даст уже принятое сокращение ставки налога на прибыль (с 2002 года ставка снижена с 35% до 24%). Нельзя рисковать подрывом доходов бюджета - особенно накануне огромных выплат по внешним долгам. А НДС - тот налог, который стабильно и существенно повышает доходы бюджета", - сказал Штогрин. Он отметил, что действующая 20-процентная ставка НДС "велика для большинства производителей". "Есть идея снизить ее до уровня, действующего в большинстве европейских стран - 16,5%", - сказал зампредседателя комитета Думы.

Переход на уплату НДС по методу начисления (отгрузки) может произойти в январе 2003 года, сообщил первый замминистра финансов Сергей Шаталов. По его словам, такое намерение России было изложено в рамках совместного заявления правительства и Центробанка в 2001 году. Метод начисления предусматривает, что обязанность по уплате налога наступает с момента отгрузки товара, а не по факту его оплаты. В настоящее время НДС уплачивается по кассовому методу, который предусматривает отчисление налога после оплаты продукции. Таким образом, предполагается ужесточение взимания НДС. Шаталов отметил, что Минфин уже подготовил соответствующий законопроект, который в настоящее время находится на согласовании в заинтересованных ведомствах, а затем будет представлен на рассмотрение правительства. В законопроекте предусматриваются "всевозможные компенсационные механизмы, которые сглаживают проблемы" перехода на новый метод исчисления НДС, отметил представитель Минфина, выразив убежденность в том, что "любой переход должен быть мягким". С января этого года впервые метод начисления был введен при уплате налога на прибыль организаций.

Правительство внесло 3 апреля в Думу законопроект об изменениях налога на прибыль. Правительство предлагает увеличить долю налога на прибыль организации, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ с 14,5% до 16% с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 7,5% до 6%.

Налогообложение эксплуатации природных ресурсов

Министр энергетики Игорь Юсуфов считает, что необходимо возродить дифференцированное взимание налогов на добычу полезных ископаемых. Ранее от дифференцированного взимания отказались ввиду сложности этого механизма, приводящего к коррупции. По мнению Юсуфова, в 2002 году необходимо внести изменения и дополнения в главу 26 Налогового кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" в части дифференциации ставки налога в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий освоения месторождений, а также разработать нормативы потерь, освобождаемых от налогообложения.

Первый заместитель министра природных ресурсов, руководитель Государственной геологической службы Виталий Караганов заявил в интервью газете "Известия", что необходимо "установить дифференцированное рентное налогообложение". По его словам, сейчас действует "плоский" налог, не учитывающий специфику месторождений. "Мы будем выходить с инициативой внести изменения к налогу на добычу полезных ископаемых", чтобы установить дифференцированные ставки. Таким образом, Минприроды намерено самостоятельно определять "специфику" месторождений, назначая тем самым налоговые ставки.

Существующий закон о соглашениях о разделе продукции малоэффективен, не учитывает изменений на нефтяном рынке и слабо защищает инвестора, считает заместитель председателя правления ОАО "Тюменская нефтяная компания" (ТНК) Герман Хан. По его информации, в настоящее время в Думе рассматриваются два варианта главы Налогового кодекса о СРП, один из которых - подготовленный комитетом Думы по бюджету и налогам - ориентирован на закрепление в кодексе действующих налоговых норм для СРП, а второй - так называемый правительственный - "исходит из того, что освоение российских недр в инвестициях практически не нуждается". Основной стратегией в отношении СРП со стороны правительства "остается наполнение бюджета: введение новых налогов и стремление получить виртуальные доход", считает Хан. "Такая позиция лишена здравого смысла и абсолютно непродуктивна. Если правительственный законопроект будет принят Думой без изменений, о проектах СРП, о привлечении инвестиций можно забыть", - говорится в заявлении.

По мнению Хана, при расстановке приоритетов государства в отношении СРП сначала необходимо создать условия для "нормального инвестиционного процесса", а уж потом преследовать фискальные интересы. В первую очередь необходимо сохранить принцип возмещения затрат инвесторов, поскольку именно он создает привлекательный для инвестиций режим, считает Хан. "Переход на амортизационный принцип возврата вложенных средств, предлагаемый правительством, удвоит стоимость большинства проектов, а привлекательность их резко упадет", - заявил он. Также должно быть обеспечено прямое действие всех налоговых норм в отношении режима СРП. "СРП - это улица с "двусторонним движением". При разработке налоговых законов надо учитывать интересы и доводы второй стороны - инвесторов. СРП - это режим, где надо договариваться", - считает Хан.

Группа депутатов в марте внесла в Думу проект закона "О внесении изменений и дополнений в статью 7 федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Авторами законодательной инициативы выступили депутаты Юрий Маслюков, Андрей Скоч, Сергей Золотилин, Зелимхан Муцоев, Юрий Тен, Ярослав Швыряев, Александр Шаманов, Петр Шелищ, Вячеслав Шпорт, Владимир Буткеев, Петр Свечников, Николай Сапожников, Рэм Храмов, Виталий Басыгысов. Законопроект уточняет положения действующей редакции закона, касающиеся обязательств инвестора по использованию при геологическом изучении, разведке и разработке месторождений и полезных ископаемых на условиях соглашения о разделе продукции не менее 70% оборудования, технических средств и материалов, приобретенных у российских юридических лиц или иностранных юридических лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков на территории России. Вносимые изменения и дополнения устанавливают периоды времени, в пределах которых должно быть обеспечено выполнение этой 70% квоты. Эти периоды времени могут совпадать или не совпадать с определенными стадиями инвестиционного цикла разведки, обустройства и разработки месторождения. Одновременно вводится норма, обязывающая стороны включать в соглашения, наряду с обязательством по направлению определенной доли инвестиций на приобретение российских товаров, условие о применении экономических санкций к инвестору при невыполнении взятого на себя обязательства.

В соответствии с законопроектом, стороны должны предусматривать в соглашениях условие, в соответствии с которым размещение заказов на определенную в стоимостном выражении к общему объему инвестиций долю оборудования, технических средств и материалов, закупаемых инвестором в течение оговоренных в соглашении периодов времени или стадий работ для целей геологического изучения, разведки, добычи, переработки и транспортировке полезных ископаемых, должно производиться между российскими юридическими лицами. Если в течение оговоренных в соглашении периодов времени или стадии работ доля затрат инвестора на размещение заказов между российскими юридическими лицами в общем объеме инвестиций за те же периоды времени или стадии работ будет меньше оговоренной в соглашении, компенсационная доля продукции, передаваемая в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению за те же периоды времени или стадии работ, уменьшается на сумму, равную удвоенной стоимости закупок, которые были бы необходимы, чтобы достичь оговоренной в соглашении доли за те же периоды времени или стадии работ. Законопроект также предусматривает включение цены товара в перечень признаков, по которым определяется конкурентоспособность российских товаров.

Оборотные налоги, транспортный налог

Правительство внесло 3 апреля в Думу проект закона, дополняющий Налоговый кодекс главой "Транспортный налог". Региональный транспортный налог предлагается ввести вместо действующих налога с владельцев транспортных средств и налога на водно-воздушные транспортные средства. В качестве налогообложения этим налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксирные суда) и другие водно-воздушные транспортные средства. Для всех этих транспортных средств независимо от марки и страны изготовления устанавливается единая налоговая база в виде мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах или в виде валовой вместимости транспортного средства.

По большинству автомобилей отечественного производства предусматриваются предельные минимальные ставки. Сравнительно высокие предельные налоговые ставки предусмотрены по таким транспортным средствам, как самолеты, яхты, катера, гидроциклы и иные подобные водные и воздушные транспортные средства. Право установления конкретных налоговых ставок транспортного налога, а также налоговых льгот предоставляется законодательным органом субъектов РФ.

Максимальная ставка нового транспортного налога на автомобили с мощностью двигателя более 250 лошадиных сил составит 100 руб за одну л.с., сообщил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Таким образом, величина налога на самые мощные автомобили может превысить $1000. Максимальная ставка для автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил составит 10 руб., для автомобилей с мощностью двигателя 100-150 лошадиных сил - 20 руб., мощностью двигателя 150-200 лошадиных сил - 30 руб. и мощностью двигателя 200-250 лошадиных сил - 50 руб. Шаталов отметил, что Минфин исходил из того, что регионы установят ставку данного налога примерно в 50% от максимальной. "Все расчеты межбюджетных отношений на следующий год строились именно из того, что ставка данного налога будет на уровне половины от максимальной", - заявил Шаталов.

Как заявил премьер-министр Михаил Касьянов, налог на пользователей автомобильных дорог - это последний оборотный налог, который отменяется в России. В связи с потерями бюджетов субъектов РФ от ликвидации налога на пользователей автодорог правительство предлагает передать им часть налога на прибыль и ввести транспортный налог.

Принятое правительством решение об отмене однопроцентного налога с оборота приведет к снижению налоговой нагрузки на 170 млрд. рублей, сообщил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Министр пояснил, что это означает снижение налоговой нагрузки" более, чем на 1 тыс. рублей с каждого жителя России".

Акцизы

Правительство внесло 3 апреля в Госдуму законопроект об изменениях в сфере акцизов. Правительство предлагает проиндексировать специфические ставки акцизов на 15%, за исключением пива, сигарет, бензина автомобильного, дизельного топлива и автомобильных масел. Ставки акциза на пиво предлагается проиндексировать на 25%, среднюю ставку акциза на сигареты предлагается увеличить на 70%, ставки акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильное масло предлагается увеличить на 70%.

Премьер Михаил Касьянов сообщил, что предполагается уточнить налоговую систему с точки зрения распределения доходов от акцизов на ряд товаров, например, на алкогольную продукцию, бензин. Согласно законодательству, акцизы - это федеральный налог, и они должны зачисляться в федеральный бюджет, сказал премьер. Однако пока решено, что акцизы на алкогольную продукцию останутся в субъектах РФ. Говоря об индексации акцизов, премьер отметил, что в этом нет ничего сверхъестественного, и это происходит ежегодно. Вместе с тем премьер отметил, что этот вопрос еще обсуждается по ряду товаров и, возможно, не только индексация акцизов, но и их увеличение.

Прочее

Правительство намерено с будущего года повысить ставку земельного налога на 80% и полностью передать эти налоговые поступления налогу регионам, заявил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. По его словам, это решение связано с преобразованием постоянных источников доходов у территорий. Шаталов отметил, что правительство отказывается от 15% этого налога, зачисляемых в настоящее время в федеральный бюджет.

Депутаты Думы намерены в 2002г. направить 100% земельного налога в региональные бюджеты. Комитет Думы по бюджету и налогам на заседании 16 апреля рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений в закон РФ "О плате за землю". Законопроект, внесенный Советом Федерации, предполагает в целях увеличения доходов региональных бюджетов в 2002г. исключить направление части земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья в федеральный бюджет. Согласно бюджету 2002 года, 30% поступлений от земельного налога зачисляются в федеральный бюджет, 70% - в региональные. Большинство депутатов бюджетного комитета поддержало мнение председателя и проголосовало за принятие законопроекта в первом чтении. Между тем, правительство высказалось против принятия законопроекта.

Методы сбора налогов

Министерство по налогам и сборам намерено создать новую систему отбора налогоплательщиков для осуществления налоговых проверок, сообщил руководитель департамента организации налогового контроля МНС Виктор Сашичев. По его словам, сейчас только один раз в 5 лет налоговые органы имеют возможность выйти на проверку на конкретное предприятие. Но только 43% выездных проверок заканчиваются результативно, что не устраивает МНС. МНС предполагает разработать критерии отбора налогоплательщиков для проверок, разработанные на анализе регионов деятельности предприятий и отраслей. Эти критерии будут использовать налоговые инспектора на местах для принятия решений о начале проверок.

Кроме того, сказал Сашичев, в настоящее время осуществляется комплекс работ по развитию и внедрению в практику налоговых органов систем автоматизированного проведения налоговых проверок, включая автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Эта система будет выдавать не только список налогоплательщиков, по которым надо провести проверку, но и определять размер возможных доначислений. Глава департамента МНС сообщил, что в скором времени будут объявлен закрытый конкурс на разработку автоматизированной системы.

Совет Федерации на заседании 13 марта одобрил изменения и дополнения в федеральный закон "О бухгалтерском учете". Вносимые изменения предоставляют организациям право создавать, хранить и передавать бухгалтерскую отчетность не только на бумажных носителях, но и в электронном виде, допускающем компьютерную обработку. Другой важной особенностью изменений является право передачи документов бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Министерство по налогам и сборам в этом году планирует активизировать работу по переходу на электронный ввод данных о налогоплательщиках. "Этому пришло время. Сегодня порядка 20-30% людских ресурсов налоговых органов заняты вводом поступивших данных вручную, что является весьма непродуктивной работой", - сказал глава МНС Геннадий Букаев. Он отметил, что столичное управление МНС "продвинулось в деле электронного ввода данных как ни одно другое управление". "Москва в этом году должна ввести в эксплуатацию автоматизированную информационную систему (АИС) "Налог-2. Москва", к чему она шла долго и упорно", - подчеркнул глава МНС. АИС позволяет вести комплексную обработку данных и учет налоговых поступлений в бюджетную систему. С помощью этой системы налоговые органы могут осуществлять выборку интересующей их информации о налогоплательщиках, в частности, получать полную информацию о наличии у граждан имущества, доходов и их источников, а также оперативно получать информацию об учредителях предприятий и организаций, а также об их аффилированных структурах.

Министерство по налога и сборам выступает за ускорение создания в России сертификационных центров для идентификации электронной подписи налогоплательщиков и последующей возможности передачи их отчетности в налоговые органы в электронном виде, заявил глава МНС Геннадий Букаев. Он отметил, что МНС намерено просить Минсвязи и ФАПСИ приступить к созданию таких центров на территории России уже в этом году. Министр напомнил, что в конце прошлого года был принят закон об электронной подписи, позволяющий налоговым органам получать информацию от налогоплательщиков в электронном виде.

По мнению Букаева, современные информационные технологии позволят существенно повысить эффективность налогового администрирования. В качестве примера министр привел проведение камеральных (документальных) проверок налогоплательщиков. Сегодня МНС проводит эти проверки только на основании данных, предоставленных самими налогоплательщиками, а проведение встречной проверки налогоплательщика на основе анализа информационных потоков, получаемых от его партнеров по бизнесу, затруднено. В этом случае информация, полученная от одной организации-налогоплательщика, должна сравниваться с информацией других налогоплательщиков, работающих с ней. В результате такого сравнения с помощью информационных систем у налоговых органов могут возникнуть вопросы к налогоплательщику, ответы на которые можно будет получить в ходе проверки. Глава МНС также сообщил, что информационные технологии позволят налогоплательщику на рабочем месте получать полную информацию о его расчетах с бюджетом.

[06.05.2002]

______________

Источник - polit.ru


Статьи на эту тему
Государственное регулирование экономики. Обзор 25 часть 1
Государственное регулирование экономики. Обзор 24 часть 2
Государственное регулирование экономики. Обзор 24, часть 1.
Государственное регулирование экономики. Обзор 24, часть 2. По материалам СМИ
Государственное регулирование экономики. Обзор 23, часть первая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 22, часть вторая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 22, часть вторая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 22, часть первая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 21, часть первая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 20, часть вторая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 20, часть первая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 19, часть вторая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 19, часть первая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 18, часть вторая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 18, часть первая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 17, часть вторая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 17, часть первая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 16, часть вторая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 16, часть первая.
Государственное регулирование экономики. Обзор 15, часть вторая.

Обсудить эту статью в форуме >>>

Самые читаемые
  • Тариф КАСКО в России привязали к району проживания
  • Поиск по разделу
    © 2000—2014 Институт экономической безопасности, e-mail: webmaster@bre.ru
    Rambler's Top100 Rambler's Top100